Ввод в эксплуатацию жилого, садового, дачного дома — 2019

Ниже будет описана процедура ввода в эксплуатацию жилого, садового или дачного дома (площадью до 500 кв.м) и хозяйственных строений и сооружений, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта(оформленного после 12.03.2011 года) и уведомления о начале выполнения строительных работ.

Механизм принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов регулирует Порядок принятия в эксплуатацию завершенных строительством объектов (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 года №461).

Согласно Порядку, принятие в эксплуатацию завершенных строительством объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля на безоплатной основе поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

📌 Действующее законодательство Украины позволяет сдавать в эксплуатацию часть объектов (дома, постройки), указанных в строительном паспорте. Таким образом, можно, например, сдать в эксплуатацию уже построенный жилой дом, а хозяйственные постройки, предусмотренные стройпаспортом, построить и сдать в эксплуатацию позже.

Какие документы необходимы для ввода в эксплуатацию?

  1. Технический паспорт БТИ.
  2. Зарегистрированное ГАСКом уведомление о начале выполнение строительных работ (уведомление о внесении изменений) или соответствующий регистрационный номер(номера), а также документы, которые подтверждают дату подачи такого уведомления (уведомлений).
  3. Документы на земельный участок, паспорт (или другой документ) и индивидуальный налоговый номер (ИНН).

Фактически, кроме документов, которые уже были указаны в уведомлении о начале выполнения строительных работ, и регистрационного номера такого уведомления, нужен лишь технический паспорт БТИ на построенный (завершенный строительством) объект.

Коммунальное или частное БТИ?

Заказать технический паспорт можно в любом БТИ — как в коммунальном, так и в частном.

Согласно законодательству, техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества проводится субъектами хозяйствования, в составе которых работает один или более ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, которые прошли профессиональную аттестацию в Минрегионе Украины и получили квалификационный сертификат согласно ст. 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности». Таким образом, обязательным условием является наличие у лица, которое проводит техническую инвентаризацию, соответствующего сертификата.

Учитывая тот факт, что 28.04.2018 года было аннулировано часть квалификационных сертификатов, стоит проверять наличие и срок действия соответствующего сертификата у лица, которое будет проводить техническую инвентаризацию. Это можно сделать on-line.

Декларация о готовности объекта к эксплуатации

Декларация подается в одном надлежащим образом заполненном и подписанном экземпляре. Действующее законодательство не предусматривает подачи дополнительных экземпляров декларации (ее копий и т.п.) или каких-либо иных документов (строительного паспорта, технического паспорта, документов на землю, уведомления и т.п.).

📌 Декларация о готовности объекта к эксплуатации обычно подается в соответствующий Центр предоставления административных услуг (ЦНАП) либо через Электронную систему осуществления декларативных процедур в строительстве.

Орган государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в течении десяти рабочих дней з момента поступления декларации проверяет полноту данных, указанных в декларации, и обеспечивает внесение информации, указанной в декларации, в Единый реестр документов, которые дают право на выполнение подготовительных и строительных работ и удостоверяют принятие в эксплуатацию завершенных строительством объектов, ведомостей о возвращении на доработку, отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов.

В случае подачи или оформления декларации с нарушением установленных требований, орган государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) возвращает декларацию заказчику (его уполномоченному лицу) с письменным обоснованием причин возврата в сроки, предусмотренные для ее регистрации. После устранения причин, послуживших основанием для возврата декларации, заказчик может подать ее повторно.

❗Важно: в случае отказа в регистрации декларации и возврате ее для устранения причин такого возврата, декларация считается неподанной и не создает для сторон никаких юридических последствий, кроме тех, которые связанны с ее возвратом; и поэтому подача такой декларации не может быть основание для проведения внеплановой проверки!

📌 О регистрации декларации можно узнать на официальном сайте ГАСК Украины в разделе Реестр разрешительных документов.

Регистрационный номер декларации является подтверждением того, что объект введен (принят) в эксплуатацию, и дает возможность лицу обратиться за регистрацией права собственности на этот объект (при наличии адреса).

Орган архстройконтроля в определенных случаях имеет право отменить регистрацию декларации, в частности, в случае выявления недостоверных данных(установления факта, что на дату регистрации декларации информация, указанная в ней, не отвечала действительности, и/или выявления расходжений между данными, указанными в декларации), которые являются основанием считать объект самовольным строительством, в частности, если он построен либо строится на земельном участке, который не был отведен для этой цели, либо без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы, или без утвержденного в установленном порядке проекта или строительного паспорта.

Ввод в эксплуатацию объектов, которые построены без оформления разрешительных документов в период с 5 августа 1992 года до 9 апреля 2015 года, возможен в упрощенном порядке —   строительная амнистия 2018—2019.

Объекты, которые не нужно вводить (сдавать) в эксплуатацию

Есть целый ряд объектов, для строительства которых не нужно оформлять строительный паспорт и разрешительные документы в ГАСКе, и которые не подлежат вводу в эксплуатацию. Перечень таких объектов (точнее строительных работ) утвержден Постановлением КМУ от 07.06.2017 года №406. В конце 2018 года этот перечень был существенно расширен.

В частности, согласно п. 6, к ним отнесены: возведение на земельном участке временных строений и сооружений без устройства фундаментов, в частности навесов, альтанок, палаток, накрытий, лестниц, эстакад, летних душевых, теплиц, гаражей, а также скважин, колодцев, люфт-клозетов, уборных, выгребных ям, мощений, заборов, открытых бассейнов та бассейнов с накрытием, погребов, входов в погреба, ворот, калиток, приямков, террас, крыльца — для индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов.

Также, согласно п. 3.2 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, не считается самовольным строительством — для одноквартирных (усадебных), дачных и садовых домов:

  • возведение на земельном участке временных временных строений и сооружений без устройства фундаментов, в частности навесов, альтанок, палаток, накрытий, лестниц, эстакад, летних душевых, теплиц, гаражей, а также скважин, колодцев, люфт-клозетов, уборных, выгребных ям, мощений, заборов, открытых бассейнов та бассейнов с накрытием из облегченных конструкций, погребов, входов в погреба, ворот, калиток, приямков, террас, крылец;
  • перестановка санитарно-технического оборудования в рамках назначения помещений, установка сантехнических и инженерных приборов в помещениях нежилого назначения;
  • обустройство либо закрытие дверных (оконных) проемов во внутренних не капитальных стенах, увеличение либо уменьшение жилой либо вспомогательной площади за счет демонтажа либо обустройства перегородок (без затрагивания капитальных несущих стен, несущих конструкций, опор, балок), кладовых, утепления и отделки стен;
  • остекления балконов, лоджий, веранд, террас, кроме домов, внесенных в Государственный реестр недвижимых достопримечательностей Украины, замена материалов стен домов, хозяйственных построек без увеличения размера фундамента и этажности;
  • изменение назначения хозяйственных построек.

 

Юрий Брикайло, DREAMDIM

Ⓒ 2019

19 Replies to “Ввод в эксплуатацию жилого, садового, дачного дома — 2019”

  1. Предприятия находится в ХАРЬКОВЕ.Готовится к откритию.Необходимо получиться техпаспорт і акт введення в експлуатацію .

    1. Доброго дня!

      Краще зателефонуйте мені, щоб я міг зорієнтуватися, які саме документи потрібно.

      Техпаспорт Вам буде простіше замоввляти по місцю розташування майна, а з введенням в експлутацію я можу, як правило, і віддалено допомогти.

  2. Юрію, доброго дня! Встановили на земельній ділянці модульний будинок 32м.кв. без фундаменту. Тепер хочемо під'єднати світло. Зробили технічний паспорт БТІ. Залишається запитання чи потрібна для такого будинку акт про введення в експлуатацію? Дякую!

    1. Доброго дня!

      А техінчний паспорт Ви отримали на що саме — як названо Ваш модульний будинок?

  3. Будинок садового типу. А можна з Вами зв'язатися по телефону? Були в ДАБІ щоб подати документи на введення в експлуатацію, там сказали, що земля куплена в 2018 році, в техпаспорті огляд написали 2014 року, що треба в БТІ брати будівельний паспорт, подавати заяву про початок будівельних робіт і т.д...Дякую

  4. Здравствуйте!

    В Декларации о начале строительных работ согласовывали площадь обьекта (пансионат возле моря) 828 кв.м., сейчас обьект уже 3 000 кв.м. Хотим внести изменения в документы и получить право собственности, но существует налог на недвижимость, и, получается нам придется платить около 200 000 грн. в год. Мы думаем получить право собственности на 828 кв.м., а остальное оформить как пристройку чтоб обойти этот налог. Буду рада вашим рекомендациям!

    1. Вітаю!

      Якщо у Вас реконструкція по документам, то Ви зараз і не зможете зареєструвати право власності на нову площу, а отже у Вас не виникне обов'язку сплати податку (за 3000 кв.м) — bit.ly/2O9lr1y

      Податок платиться з площі, яка відображена в ДРРП (прибудови/добудови/тощо — це все входить в площу, що підлягає оподаткування, як правило).

  5. Доброго дня, на момент виготовлення будівельного паспорту не було адреси. У відділі районної архітектури вписали адресу яка відрізняється тепер від тої , яка тепер видана сільською радою. Скажіть будь ласка, на яку адресу писати повідомлення про початок будівельних робіт? Чи потрібно знову переробляти будівельний паспорт? Дякую!

    1. Доброго дня!

      У разі коли об’єкту будівництва присвоєно адресу під час реалізації експериментального проекту з присвоєння адрес об’єктам будівництва та об’єктам нерухомого майна, в інформації про місце розташування об’єкта будівництва замість відомостей, визначених абзацами третім і четвертим цього пункту, зазначаються відомості про таку адресу.

      Тому вносьте в повідомлення нову адресу.

  6. Доброго дня!

    Підкажіть, будь ласка, який саме номер потрібно ввести в даній графі??? «Необхідно заповнити „Номер документа на підставі якого подається декларація“».

    1. Доброго дня!

      Там потрібно внести реєстраційний номер повідомлення (або кілької повідомлень), який, зазвичай виглядає так: «дві букви» + 12 цифр (і були номери, де їх 11, але такі Е-кабінет не підтягує).

      Відшукати документ, його номер та дату можете на URBANDATA — Реєстр дозвільних докумнетів ДАБІ або через Телеграм-бота DabiBot!

      1. Виходить, що в Е-кабінеті неможливо подати «Декларацію про готовність до експлуатації об’єкта» самочинно збудованого?

  7. Добрый день. Вы занимаетеся декларациями о готовнлсти обьекта к эксплуатации? Нужно узаконить дом 128 кв.м. Земельный участок был выдан КМДА под застройку жилого дома. Все работы, кроме отделки были выполнены в 2005 г. Документы которые есть в наличии:

    1. Право на земельный участок.

    2. Технический паспорт с отметкой о тех. состоянии.

    3. Карта учаска с красными линиями.

    Что еще нужно и делаете деларацию о готовности обьекта?

    1. Доброго дня!

      Займаюся — зателефонуйте мені і ми все обговоримо: 068 922-0000

  8. Добрий день ! Є будівельний паспорт на житловий будинок з верандою загальною площею 156,9 кв м , в тому числі площа веранди 23 кв м . Зараз будинок збудовано а площа яка була запланована під криту веранду з боковими стінами зараз виглядає як крита покрівлею тераса без стін на колонах . Підкажіть будь ласка які відхилення від будівельного паспорту допустимі при подачі декларації на ввід в експлуатацію ? Чи можна залишити цю частину терасою на колонах ? Чи треба добудовувати верандою ? Якщо терасу не враховувати в загальну площу то відхилення по загальній площі буде 14,6% (156,9-23=133.9) Звонила в місцеве БТІ кажуть що така тераса не буде враховуватися в загальну площу будинку

    Готова оплатити консультацію

    Заздалегідь вдячна за відповідь З повагою

    1. Вітаю!

      Тераса не входитиме до площі будинку, і не повинно виникнути жодних проблем при здачі в експлуатаію.

      Про «відхилення» — це краще я розкажу при особистій розмові (мій номер є в контактах на сайті (068 922ОООО).

Leave a Reply to Євгенія Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *